Этнография

Рушник – дорога жизни

  В начале ХХ века столыпинская аграрная реформа повлекла в бескрайние сибирские просторы переселенцев со всех сторон центральной России. Преодолевая огромные расстояния и, бесконечно долго находясь в дороге, переселенцы были преисполнены надежды и страха неизвестности. Они везли с собой не только домашний скарб, но и традиции далеких родных земель. Часто брали с собой вещи, восстанавливающие связь с родным домом.

   Специальным ритуальным предметом было полотенце-рушник. С одной стороны, это самый знакомый и простой бытовой предмет, а с другой – использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека.

  Родившегося ребенка принимали на полотенце, на полотенце подносили хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, гроб в могилу опускали тоже на полотенцах. Рушниками украшали дом, красный угол, на рушнике – «набожнике» помещали иконы, во время свадьбы повязывали через плечо дружке, стелили под ноги в церкви жениху и невесте. Невеста дарила полотенца родне жениха, и называли их «дарьё». Перед венчанием невеста сидела под иконами в доме родителей под свадебным полотенцем своей матери. А после венчания, в доме мужа, свекровь накрывала ее своим свадебным полотенцем. Полотенце играло роль родового оберега.

  Волокну льна приписывали очистительные и отвращающие зло силы, поэтому льняная нить и ткань из льняной нити считались ритуально чистыми и были охранителями тела человека.

  В зависимости от использования, в старину полотенце называли по-разному: блинник, набожник, рушник, накрючник и т.д.

  Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Как писал известный исследователь русского орнамента В.Стасов: «У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».